Посещение музея золотошвейного искусства было одно из основных целей нашей поездки. Я заранее позвонила в музей и заказала экскурсию, а также мастер-класс. В общем, поводили нас, порассказывали, а потом мы вышили по всем правилам канителью хвостик у первой буквы имени, заранее подготовленной к нашему появлению. И оформили ее в магнитик. Уникальный сувенир получился я считаю)))
Золотное шитьё сохраняется в Торжке с XII века. Об этом свидетельствует уникальная находка, сделанная Новоторжской археологической экспедицией в 2010 году. Среди вещей клада, спрятанного в 1238 году, были обнаружены фрагменты одежды, расшитые серебряными и золотыми нитями, что развенчало миф о связи русского промысла с монголо–татарскими традициями.
Нам на экскурсии рассказали, что по последним историческим данным искусство золотного шитья было завезено из Византии практически одновременно с христианством.
В настоящее время Торжок — единственный центр, бережно хранящий и лелеющий традиции поистине «драгоценного» промысла: до сих пор торжокские мастерицы вышивают нитями, в которых содержится от пяти до восьми процентов драгоценного металла.
Из историиО славе торжокских вышивальщиц и уровне их мастерства свидетельствуют многочисленные заказы, поступавшие от русского двора. Им неоднократно заказывали парадные платья для членов правящей династии и знатных петербургских особ. Важным событием в истории золотошвейного искусства Торжка был заказ в связи с предстоящей коронацией Александра II в 1855 году. Мастерицы вышили костюмы для царской семьи, мундиры для многочисленной свиты и платья для фрейлин царицы.
Упадок народных промыслов в конце XIX века вызвал беспокойство русской общественности. В 1882 году на Всероссийской промышленно–художественной выставке в Москве золотное шитьё и кружево торжокских мастериц имело оглушительный успех, что поставило перед Новоторжским земством вопрос о сохранении и развитии промысла, организации мастерских и школ. В 1894 году создан кустарный отдел, который возглавил местный общественный деятель Д.Д. Романов. При его непосредственном участии в 1899 году при отделе была открыта учебно–показательная золотошвейная мастерская.
Чтобы сохранить золошвейное производство, не раз находившееся под угрозой исчезновения, в 1911 году при мастерской был создан музей. Д.Д. Романов лично собирал образцы старинных вышивок, надеясь возобновить утраченные способы шитья. В это время созданы альбомы по местному орнаменту.
В 1923 году на базе мастерских была основана профтехшкола, а уже в 1928 году её выпускники объединились в Торжокскую золотошвейную артель им. 8 Марта. В советское время предприятие выпускало преимущественно элементы государственной символики, знаки отличия для Красной Армии и лишь в небольшом количестве традиционные изделия: панно, бювары, декоративные подушки, сумочки.
В Торжке выполнены мундиры и костюмы к фильмам: «Анна Каренина» (реж. Александр Зархи), «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» (реж. Александр Митта и Геннадий Сокольский), «Война и мир» (реж. Сергей Бондарчук).
С 1992 года Торжокская золотошвейная фабрика им. 8 Марта реорганизована в товарищество с ограниченной ответственностью, а через 3 года — в ОАО «Торжокские золотошвеи». «Торжокские золотошвеи» являются наследниками и продолжателями традиции ремесла.читать дальше
В основном шьют швом "вприкреп" - т.е. с изнанки стежки дублирует обычная нить, выводится вверх, прикрепляет стежок золотой нити и уходит обратно на изнанку.
Но для бОльшей выпуклости рисунка используется и шитье "по карте", когда под нити подкладывается картон. Раньше для этих целей использовали бересту.
А это нити. Изготавливает их предприятие во Владимирской области, и каждая катушка содержит 10 километров нити. "Поэтому и говорят, что наши мастерицы шьют километрами". Для оценки той или иной работы в рассказе экскурсовода не раз встречалось что-то типа: "На это панно ушло двадцать километров нити".
Большие панно часто шьют несколько вышивальщиц, одновременно с разных углов. Над этим работали 7 человек.
Мне очень понравились всякие небольшие украшения) Может, как-нибудь сподоблюсь попробовать для себя)
Прототип нынешнего кулера, и тоже без монетоприемника. Такие автоматы стояли на фабрике, да и на многих других производствах. Порция соли позволяла восполнить ее потери, выходящие с потом. Никаких сиропчиков.
Вышивка уникальная тем, что в каком бы углу помещения не находился человек - кажется, что Сталин смотрит прямо на него. И при определенном угле над головой Сталина виден нимб))
В общем, период советского творчества: