По результатам голосования буду краток, но не очень
В этой части хочу показать самое прекрасное, что мы увидели в поездке - древние фрески. Вообще порадовало, что некоторые церкви были открыты как музеи, со стандартной таксой на вход в 80-100 рублей. И фотосъемка везде, и в обычных музеях тоже, - бесплатна.
Церковь Спаса Преображения является одним из наиболее выдающихся памятников новгородского зодчества ХIV века. И в ней находятся фрески Феофана Грека, не полностью конечно сохранившиеся, но тем не менее. Удивительное впечатление они оставляют. Какое-то чуждое, не похожее ни на что, виденное ранее.
читать дальше
В XVII веке был сооружен Знаменский собор. Роспись производил в 1702 году иконописец Иван Яковлев Бахматов с артелью костромичей в 30 человек. Она производит совсем иное впечатление, и очень схожа с тем, что мы видели в Костроме и Ярославле. Да и... Как-то много её, мне собор напомнил полностью забитого татуировками человека.
Однако чем меня эта роспись восхитила - так это огромной, во всю стену храма, картиной Страшного суда. А я как раз начиталась же книги про древнерусскую демонологию (пару картинок оттуда узнала на этой фреске). И смогла обстоятельно расписать Максу, кто и что там нарисованы. Пару комментариев и тут напишу.
читать дальше
Извивающееся тело через всю стену - змей мытарств, на котором расположены "станции", подписанные названиями грезов. Мытарства вообще свойственны лишь славянской традиции, очень интересное загробное действо))) Пока их не пройдешь - рая не достигнешь. На каждой "станции" сидит демон и проверяет душу, поднимающуюся ввысь мимо этих станций, но соответствие. Если душа "станцию" не проходит - как говорится, велкам ту хелл. Демоны вон - видно - кое-каких грешников тащут куда следует. А у ангела в руках свиток, с которого он читает про деяния какой-то души, проходящей мытарства. Фигура, прикованная к столбу на переднем плане, - милостливый блудник. Чувак при жизни аццки блудил, но при этом помогал сирым и убогим, и вообще жил весьма праведно. Вот и приковали между раем и адом - в рай блуд не пускает, в ад - совершенные благодеяния.
А тут на переднем плане, со слов работницы собора, - сам Петр I. Уж не знаю, как его умудрились запечатлеть в то время, и ничего им за это не было, но тем не менее) Стоит Петр в окружении иноземцев, и демон к ним лапы тянет))
Это жжуткое чудовище - персонификация Ада. В его пасти исчезает хвост змея мытарств (голова которого - у трона Иисуса, на самом верху картины). На звере сидит сам Сатана, и держит на коленях Иуду с мешочком серебряников.
Демоны поближе, и видна пара "станций" на змее. Кстати, всколоченные волосы - признак дикости, необузданности. Именно такие волосы - первый признак злого начала, и на старинных иконах даже грешников частенько изображают со вздыбленными лохмами. Рога пришли из Европы уже позже, и тут у одного из демонов они даже присутствуют, но в большинстве эти милые создания все-таки щеголяют модными начесами.
Николо-Дворищенский собор — один из древнейших новгородских храмов. По возрасту уступает лишь Софийскому собору. Был заложен в 1113 году на территории Ярославова дворища князем Мстиславом Владимировичем. Очень здорово было, зайдя, послушать пение от местного ансамбля - "Пожалуй, именно такую музыку исполняли в этих стенах 800 лет назад". Антуражно получилось. А вот по части фресок храм невыразимо скуден (по сравнению с предыдущими). Еще бы. И новые росписи устраивали, и в советский период всякие планетарии там делали... Как тут сохранить первоначальную роспись XII века. Хотя от нее тоже кое-что осталось, и это здорово.
читать дальше
Как говорится, "почувствуйте разницу". Это - более современные росписи
А это - XII век. Опять какая-то чуждость, непривычность.. И красота необыкновенная. И смотришь на эту чудом сохранившуся фреску, и будто на машине времени переносишься на 800 лет назад.
И вот еще следы старинной росписи
Засим на сегодня всё