Я сейчас читаю "Миры Харлана Эллисона", трехтомный сборник его рассказов, вышедший в издательстве "Полярис" в 1997 году. В предыстории к сборнику автор всячески поливает грязью издательство "Азбука", незадолго до этого издавшее его произведения и не заплатившее ни цента автору, в том числе обещая скинуть им на офис дохлого бронтозавра, а заодно сообщает, что, дабы придать официальность изданию "Поляриса", он специально для него написал ко многим произведениям предисловия.
И предисловие к самому знаменитому рассказу автора «У меня нет рта, но я должен кричать» похоже на отдельное произведение. И очень здоровское само по себе. И я все это пишу, потому что мне захотелось процитировать пару-тройку кусочков, ибо написано настолько прекрасно...
*****
Впечатление от завязки и несколько романтизированный ужас развязки скрыли от них заложенную в рассказ суть, его главное послание к читателю… которое я намеревался сделать позитивным и оптимистическим. То, что большая часть читателей не смогла ощутить этот аспект произведения, вынуждает меня разрываться между самобичеванием за неспособность растолковать собственную мысль… и ненавистью к читателям за то, что они читают слишком быстро и поверхностно. (Последнее, присущее подавляющей части вымирающего вида под названием «читатели», есть симптом пониженной способности к усвоению прочитанного, приобретенной за годы на диете из книжонок серии «Нежная ярость любви», Барбары Картленд и Джеки Коллинз, раздутых рассказов, называемых романами (например, Кен Фоллетт и Сидни Шелдон), и неряшливых трах-бах приключений в мягких обложках, состряпанных полуграмотными авторами ужастиков и фантастики. Чтобы быть справедливым, отмечу — создается впечатление, будто я возвышаю себя в собственных глазах, обвиняя читателей; но даже когда я пригвождаю себя к позорному столбу за упорное несовершенство подобного рода со стороны части моей аудитории, возлагая отчасти вину за это на далеко не безупречного автора, я обнаруживаю, что браню себя за попытку быть мягким. И это вовсе не кажется мне уголовным преступлением. Если описать некоторое количество обезглавливаний и автокатастроф, обязательно появится страстное желание доказать что-либо непрямыми средствами. Головоломка какая-то.)
читать дальше