13:35 

Гжель

Паучишко
Пауки - это не только ценный мех, но и мощные хелицеры
И начинаю :) Эта поездка порушила мне все стереотипы, ибо классическая гжель - она, оказывается, ни фига не синяя с белым :gigi:

Гжель — русский народный промысел производства керамики и фарфора и вид русской народной росписи, также один из традиционных российских центров производства керамики. Более широкое значение названия «Гжель», являющееся правильным с исторической и культурной точки зрения, — это обширный район, состоящий из 27 деревень, объединённых в «Гжельский куст».
Издавна деревня Гжель славилась своими глинами. Широкая добыча разных сортов глины велась здесь с середины XVII века. До середины XVIII века Гжель делала обычную для того времени гончарную посуду, изготавливала кирпич, гончарные трубы, изразцы, а также примитивные детские игрушки, снабжая ими Москву. К 1812 году в Гжели насчитывается 25 заводов, выпускающих посуду. Кроме посуды, делали игрушки в виде птиц и зверей и декоративные статуэтки на темы из русского быта. Блестящие белые лошадки, всадники, птички, куклы, миниатюрная посуда расписывались лиловой, жёлтой, синей и коричневой красками в своеобразном народном стиле. Краски наносились кистью. Мотивами этой росписи являлись декоративные цветы, листья, травы.
После 1802 года, когда была найдена светлая серая глина близ деревни Минино, в Гжели возникло производство полуфаянса, из которого во множестве делали квасники, кувшины и кумганы. Около 1800 года в деревне Володино Бронницкого уезда крестьяне, братья Куликовы, нашли состав белой фаянсовой массы. Там же около 1800—1804 годов был основан и первый фарфоровый завод. Вторая четверть XIX века — период наивысших художественных достижений гжельского керамического искусства во всех его отраслях. C середины XIX века многие гжельские заводы приходят в упадок, и керамическое производство сосредотачивается в руках Кузнецовых, некогда выходцев из Гжели. После революции кузнецовские заводы были национализированы.
Только с середины XX века в Гжели начинается восстановление промысла, отметившего недавно своё 670-летие. В 1930-х и 1940-х здесь была сосредоточена почти половина всех фарфорофаянсовых предприятий России.

Производство начинается с эскиза. Художник рисует эскиз будущей работы, после чего из гипса вытачивается прототип изделия. На основе данного прототипа создается форма:



Гипсовая форма, служит примерно до 30 раз (т.е. можно с ее помощью сделать 30 изделий), после чего нужно делать новую аналогичную форму - если выпуск изделия планируется продолжать.



При этом на каждую деталь будущего творения нужна своя отдельная форма.



Жидкая фарфоровая масса поступает по трубам и заливается в гипсовые формы. Гипс вытягивает из фарфора воду, после чего изделие достают и обжигают в печи - первый обжиг длится 8 часов. При этом перед сушкой все детали, если их несколько, склеиваются между собой той же жидкой фарфоровой массой, вручную. Вообще, вся работа - ручная.
Здесь наглядно видно, сколько деталей нужно для шкатулки с коровкой:



И после обжига получается собранная форма:



Если в изделии нужны какие-то дырочки - для декора или, например, в чайнике между туловищем и носиком, - то перед первым обжигом мастер их проделывает в изделии также вручную.
Потом изделия чистятся, стачиваются неровности и пр.
При этом после первого обжига всё еще очень хрупкое, и нужно соблюдать осторожность. Цех по чистке продукции.
На это изделие, кстати, ушло порядка 50-ти отдельных деталей.















Единственный автомат - формовка чашки с блюдцем (чтобы они совпадали друг с другом):



А это печи. Продукция завозится на больших поддонах по рельсам. Для обжига используется природный газ. Когда-то для этой цели служили дрова.



Новый цех. После первого обжига продукцию отправляют на индикацию.
Наша гид рассказывает: каждое изделие опускается в фуксин - похожий на марганцовку по цвету раствор - отчего продукция приобретает нежно-розовый вид. Со временем фуксин выцветает и испаряется, и полностью исчезает при обжиге. Фуксин позволяет увидеть любые, даже самые незначительные трещины в изделии. Это отдел отбраковки.



Потом нежно-розовая посуда ждет своей очереди на дальнейшие манипуляции.











И это - роспись. Роспись внезапно производится краской, которая выглядит черной. Изменение цвета от светлого к темному в каждом отдельном мазке производится с помощью наклона кисти. Кисть используется беличья, так что все веганы теперь могут выкинуть нафик всю храняющуюся дома гжель :gigi:





Мастер за работой





Потом расписанное изделие покрывают слоем глазури - по сути, жидким стеклом.



На детали, которые будут касаться печи (например донышки) наносится жидкий парафин - на них тогда глазурь не ложится.



И глазурированное изделие отправляется на второй обжиг, который теперь длится 18 часов. Кстати, если изделие глазурью не покрыть, то получается "бисквитный фарфор".
После обжига изделие дает усадку, поэтому при создании эскиза мастер сразу просчитывает с математической точностью, каким будет точно размер изделия после его создания - и как нужно соотнести каждую из отдельных частей, которые для изделия готовятся.



Но главное - после второго обжига поверх глазури проявляется краска, которая наконец-то принимает синий цвет.
А теперь переходим в музей.

Посуда, которая изготавливалась на гжельских предприятиях в давние времена:



Это уже XIX век











Кустарное производство 1920-х





1930-е



В послевоенные годы было много экспериментов с цветом, одно время даже решили было делать всё в едином черно-красном стиле, как девушка на переднем плане. Тогда время было голодное, и использование всего нескольких цветов было вызвано прежде всего дороговизной красок.



И тогда у истоков нынешнего облика гжельской росписи встала Бессарабова Наталья Ивановна. После экспериментов она и ее ученики пришли к тому, что мы теперь считаем настоящей гжелью: к синим цветам на белом фоне. Конечно, за основу были взяты голландские мотивы (их и раньше использовали, синие рисунки не были каким-то новаторством для этого производства), но если у делфтского фарфора все-таки основной сюжет - это мельницы, поля, пейзажи и пр., - то в Гжели это стали цветы. Хотя иные сюжеты всё равно тоже порой встречаются))) Но - в цветочном обрамлении.











Майолика - это использование расписной глазури, - искусство также возрождалось там, в Гжели. Сейчас первенство по изготовлению майолики держит Ярославль. И стоит она не в пример дороже, нежели изделия Гжели)) А рисовать так учат там же - в одном художественном училище в Гжели.



























И еще немного традиционной гжели из музея. Авторские работы, поиск новых идей.


























URL
Комментарии
2018-02-04 в 13:57 

Спасибо! Было оч интересно читать!

2018-02-04 в 13:59 

Паучишко
Пауки - это не только ценный мех, но и мощные хелицеры

URL
2018-02-04 в 14:22 

Bats
Паучишко, спасибо, интересно)
да, похоже на голландцев, раньше не замечал, что с голландцев чуток слизано.

2018-02-04 в 14:25 

Erminka
Столько труда, мама дорогая...Слова о ремесле наполняются новым смыслом)

2018-02-04 в 15:11 

Паучишко
Пауки - это не только ценный мех, но и мощные хелицеры
Bats, ага, только сюжет свой - вот цветочки для гжельской росписи как раз традиционны, в отличие от расцветки.

Erminka, по сравнению с федоскинской миниатюрой - как два пальца об асфальт! :-D На выходе и цены соответствующие - купила вот маме маленький салатничек, за 300 рублей с копейками))

URL
2018-02-04 в 15:39 

Stigravian Shaderstill
мизантроп-затейник
От меня тоже благодарность :)
Синяя гжель с добавлением чёрного - мой фаворит теперь ))
Про фуксин прям интересно было, интересный способ контроля качества.

2018-02-04 в 16:15 

Паучишко
Пауки - это не только ценный мех, но и мощные хелицеры
Stigravian Shaderstill, я всегда с равнодушием к гжели относилась, но тут прям прониклась :alles:

URL
     

Жаль, нет ружья!

главная